Рецензия на фильм «И грянул шторм»: на четыре пальца от смерти

Не уверены стоит ли тратить кровно заработанные рубли на поход в кинотеатр? К тому же все еще не можете определиться с выбором фильма? Тогда скорее читайте новую рецензию от Алексея Иванова на фильм «И грянул шторм». Возможно, это именно то, что Вы хотите увидеть на большом экране.

finest_hours_ver2_xlg

Однажды Анахарсис, скиф, которого надменные эллины почитали мудрецом (прочих варваров они в грош не ставили), поинтересовался у матросов корабля, на котором плыл, толщиной борта. Узнав, что она составляет четыре пальца, философ-оптимист сообщил команде, что они плывут на четыре пальца от смерти. Как нетрудно догадаться, плавать сын степей не любил, но по суше странствовать было дольше и опасней.

Едва ли кто-нибудь из команды американского танкера «Пендлтон» когда-нибудь слышал о скифских мудрецах, однако ночью 17 февраля 1952 года сформулированная нашим земляком несложная истина предстала перед ними в пугающей откровенности: швы недавно отремонтированного корабля не выдержали, и он разломился на две неравные части, причем та из них, где были штурвал, радиорубка и капитан, отправилась прямиком к Дэйви Джонсу. В итоге тридцать три моряка оказались на неуправляемом обломке посреди моря, и на помощь к ним никто не торопится: той же ночью разломился другой танкер, и вся береговая охрана устремилась к нему. Ну, почти вся — робкий молодой спасатель готов поспешить в адскую бурю на маленьком спасательном катере, и всех теперь волнует лишь одно: как к этому отнесется его невеста?

Да, невеста. Что она делает в фильме о беспредельном мужестве простых американских парней? О, много всякого. Затягивает, как водоворот, время и действие фильма, паникует, таранит сугробы в стиле Ипполита из «Иронии судьбы». Расширяет аудиторию картины согласно методичкам студии «Дисней», где невидимыми чернилами написано: делай что хочешь, а романтическая линия должна быть. Чересчур запоздало осознает, что работа спасателя состоит не в том, чтобы бегать по пляжу в красном купальнике, оскорбляя тем самым свой прототип (уж реальная-то Мириам наверняка знала, что работа ее суженого не из простых и безопасных!). В концовке даже придумывает нечто полезное, отчаянно посылая сигнал зрителям: «Смотрите, и я пригодилась!» (зрители не верят). Короче говоря, исступленно иллюстрирует старую сексистскую поговорку о женщине на корабле.

1440613475_the_finest_hours_1_результат

Однако даже ее сверхусилий недостаточно, чтобы испортить фильм столь специфического жанра. По-настоящему запороть картину о море можно только испортив море в кадре — иначе никакого провала не выйдет, а добиться этого на нынешнем уровне технологий можно только сознательным саботажем. Подтверждением тому «Идеальный шторм» Петерсона, где убожество драмы полностью компенсировалось безумным ревом заглавного героя. Стихия у Гиллеспи вышла как надо — хлещет соленым ветром по лицу, накатывает гигантскими волнами на зрителя в 3D-очках, норовит смыть то шапку, а то и человека с концами. Там, в свирепом грохочущем океане, тают тревожные физиономии Тех, Кто На Берегу, и остается истинная борьба людей со стихией. Конечно, сценаристы, чтобы показать, что они не зря едят тунца, дописали пару необязательных вялых конфликтов в сюжетную линию моряков, но и они быстро сворачиваются, стоит девятому валу шандарахнуть по тому, что осталось от танкера, и начинается самозабвенная битва за выживание. Несколько эффектных пролетов камеры по цепочке моряков, напряженное лицо инженера Сиберта, лучшего героя на весь фильм, чьей волей и умом держится на плаву обломок, мерцающее освещение, что постоянно грозит погаснуть, — все выдержано на уровне настоящей катастрофы, в хорошем смысле слова.

????????????

Символично, что третья сюжетная линия — экипажа спасательной шлюпки — как и сама шлюпка, дрейфует между упомянутыми двумя. Поначалу на рохлю Уэббера смотреть неловко, и кажется, что он идет в море оттого, что ему проще умереть, нежели жениться на Мириам. Однако там, где волны встают в полный рост, путы робости спадают, нескладные моряки горланят самую похабную песню, на какую отважились продюсеры, и открывают в себе такие запасы стойкости и упорства, что даже шторм опасается их топить, и погасший прожектор не собьет с пути — этим смелым парням и беда не беда, путеводная им помогает звезда, как пела группа «Браво». Кульминация истории смотрится хорошо, и смотрелась бы отлично, будь у авторов столько же отваги, сколько у героев — всего лишь надо было отказаться от банальностей, несколько портящих впечатление. Но этого-то авторы как раз и не могут.

1240x620_результат

Потому что для того же Крэйга Гиллеспи, запасного режиссера, заменившего на проекте уволенного Роберта Швентке, — это шанс всей карьеры, ради которого приходится наступать на горло собственной песне и делать как руководство велит (забавно, что в фильме действие разворачивается с точностью до наоборот). Шаг вправо, шаг влево от одобренного курса диснеевских стандартов — и будешь снимать рекламу вибромассажеров; у нас тут рейтинг возрастной, так что никакого курева, никакого мата, почти никакого алкоголя (в драме про моряков, да). Очень многое в фильме замазывается, лакируется и подгоняется чуть ли не под принципы кодекса Хейса тридцатых годов, когда слишком долго целоваться в кадре было непозволительным развратом. В какой-то степени это добавляет аутентичности, конечно, однако в наши дни выглядит откровенной архаикой. Подобно главным героям, на берегу, под присмотром женщин и начальников, авторы неуклюжи и скованы. И только в море могут наконец почувствовать себя людьми с большой буквы, которые делают что должно, и будь что будет. И все же это лучшие кадры фильма (который в оригинале назывался «The finest hours» — «Лучшие часы», отсылка к военной речи Черчилля, о которой у нас мало кто слышал), которыми причастные обоснованно могут гордиться.

maxresdefault (2)_результат

Как много ни испортили благопристойная осторожность и стремление понравиться всем, как бы много лишнего и пресного ни было в поездках по заснеженному берегу и диалогах, которые Вы слышали уже раз пятьсот, есть в «Шторме» то, ради чего на него стоит сходить — сам шторм и люди, которые в него угодили. Если Вам нравится дикая неукротимая стихия, прекрасная в своей ярости, а на Ялтинской набережной, как назло, штиль — хватайте спасательный жилет и гребите в кинотеатр. Тем более, что первый бокс-офис фильма вышел не ахти, и, может статься, следующего такого урагана придется ждать еще долго.

 

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on Twitter

Похожие новости

Рецензия на фильм «Статус: Свободен»: Что может быть лучше отечественной романтической комедии, кроме всего остального?

Сегодня вторник, а это значит, что помимо всего прочего, Вас ждет кинорецензия от Алексея Иванова. На этот раз наш постоянный

Рецензия на фильм «Дэдпул»: Стебусь, потому что стебусь.

Среди Вас есть еще те, кто не купил билет на «Дэдпула»? Например, команда poseti.info в день премьеры с придыханием ждала

Вся правда о Рождественских праздниках в Канаде

Ольга Черненко уже третий год живет в Канаде. Она любезно согласилась рассказать команде poseti.info об особенностях Новогодних и Рождественских праздниках

Нет комментариев

Комментировать
У этого материала пока нет комментариев! Вы можете стать первым, кто прокомментирует эту новость!

Комментировать

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.
Обязательные для заполнения поля отмечены символом*

четыре × 1 =